National Institute of Intellectual Property
Н.Н. Сахипова
Заместитель Председателя Комитета по правам
Интеллектуальной собственности
Министерства юстиции РК
Юридическая газета, №10 от 22.01.2010 г.
Концепцией правовой политики, принятой в 2002 году, были определены основные направления развития правовой системы Республики Казахстан на период до 2010 года. В результате ее реализации обновлены основные отрасли национального законодательства, приняты новые кодексы, такие как Бюджетный, Налоговый, внесены изменения в Конституцию Республики Казахстан и многое другое. Концепцией 2010-2020 года предусмотрено дальнейшее совершенствование действующего законодательства, в том числе и гражданского права.
Известно, что право интеллектуальной собственности является частью гражданского права. Нормотворческий процесс в данной сфере – процесс постоянный, поскольку научно-техническое развитие общества, а значит и конкурентоспособность государства и благополучие граждан напрямую зависят от уровня охраны прав интеллектуальной собственности. Всевозрастающее значение интеллектуальной собственности в последние два десятилетия объясняется ее ролью во многих видах человеческой деятельности.
В данной сфере права, прежде всего, необходимо дальнейшее приведение законодательства в соответствие с международными стандартами, в частности, с положениями, связанными с вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию (далее –ВТО), которые требуют создания эффективной и адекватной системы охраны прав интеллектуальной собственности.
Законодательство страны в области охраны интеллектуальной собственности должно быть максимально приближено к нормам Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС). Соглашение ТРИПС является одним из наиболее важных международных соглашений ВТО. Оно направлено на обеспечение защиты всех видов прав на интеллектуальную собственность - авторских и смежных прав, прав на промышленную собственность, в том числе товарные знаки и географические указания и определяет минимальные стандарты, обязательные для всех стран-участниц данного Соглашения.
В этой связи страны - члены ВТО выдвигают требования по приведению законодательства РК о товарных знаках в соответствие с Соглашением ТРИПС, предусмотрев в нем норму, устанавливающую приоритет товарного знака либо географического указания по дате их регистрации, т.к. указанное Соглашение решает конфликт приоритета между товарным знаком и географическим указанием именно таким образом. А по казахстанскому закону «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» приоритет отдается географическим указаниям. При регистрации схожего до степени смешения либо тождественного товарному знаку географического указания, регистрация товарного знака аннулируется либо допускается их параллельное сосуществование. При этом наше законодательство исходит из той позиции, что товарный знак придуман искусственно и его всегда можно изменить, в то время как название географического пункта - категория относительно постоянная, и вода или вино, обладающие особыми свойствами вследствие происхождения именно с этого места, могут называться только названием этого места. Однако существующая национальная норма противоречит положениям Соглашения ТРИПС.
По ТРИПСу, в случае наличия ранее зарегистрированного товарного знака, регистрация более позднего во времени географического указания не может быть осуществлена и наоборот, если уже существует зарегистрированное географическое указание, более позднему во времени товарному знаку должно быть отказано в регистрации. Само право на товарный знак уже предполагает приоритетность его использования владельцем. Тем более это справедливо в отношении товарного знака, который уже приобрел репутацию и известность вследствие длительного использования. Его аннулирование вследствие регистрации схожего до степени смешения либо тождественного географического указания несправедливо, также как несправедливо его параллельное сосуществование с географическим указанием из-за возможности введения потребителя в заблуждение относительно происхождения товара.
Тем не менее, возможность для владельцев товарных знаков оспорить предоставление правовой охраны географическому указанию только на основе более ранней регистрации товарного знака (как того требует Соглашение ТРИПС) может повлечь за собой злоупотребление правом на товарный знак.
В таком случае достаточно будет умышленно зарегистрировать товарный знак, чтобы предотвратить регистрацию географического указания и получить монопольное использование данного обозначения на рынке. Такая ситуация может быть дозволена только тогда, когда товарный знак приобрел достаточную известность и репутацию посредством длительного использования и не допустима в случае, когда товарный знак является на рынке новым и его сосуществование с географическим указанием не способно ввести потребителя в заблуждения относительно происхождения товара.
В Закон РК «О товарных знаках…», необходимо внесение и других изменений и дополнений. Законопроектом предполагается совершенствовать действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности путем устранения норм, создающих административный барьер и способствующих проявлению коррупции, а также устранить внутренние противоречия.
Так, например, согласно п. 4 ст. 19 Закона любое заинтересованное лицо может подать в уполномоченный орган возражение против действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием непрерывно в течениетрех летс даты регистрации илитрех лет, предшествующих подаче возражения. Однако данная норма Закона не согласуется со ст. 1028 ГК РК, где при неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течениепяти летего регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица.
Также необходимо на законодательном уровне регламентировать деятельность Апелляционного совета и патентных поверенных Республики Казахстан путем внесения изменений в Патентный закон либо принятием самостоятельного закона.
Право на товарный знак служит для предпринимателей важным средством укрепления их торговых позиций и стабилизации на рынке сбыта не только Казахстана, но и за рубежом, для чего необходима международная регистрация товарных знаков.
В этих целях в 2010 году Республике Казахстан предстоит ратификация Протокола к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков.
5 февраля 1993 года Казахстан заявила о продолжении действия на территории нашей страны Мадридского Соглашения о международной регистрации знаков от 1891 года (далее – Мадридское Соглашение), подтвердив свое дальнейшее участие в Соглашении как независимое государство.
Данное Соглашение предоставляет ряд преимуществ при получении охраны на товарный знак его владельцу. Значительно упрощается процедура подачи заявки на регистрацию товарного знака за рубежом. Так, после регистрации товарного знака в Казахстане необходимо подготовить только одну заявку на одном языке и уплатить одну пошлину в Международное бюро Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), вместо того, чтобы отдельно подавать заявки в каждое из ведомств на различных языках и уплачивать в каждое ведомство пошлины. Вместе с тем, в целях дальнейшего совершенствования системы международной регистрации знаков членами Мадридского союза 27 июня 1989 года был принят Протокол к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков.
Данная система охраны делает возможным охрану товарных знаков для многих предприятий, особенно для малых и средних предприятий, которые в другом случае никогда не могли бы обеспечить международную охрану своих товарных знаков.
Ратификация Протокола, в отличие от первоначального Соглашения, дает следующие преимущества:
Главная цель ратификации Протокола к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков заключается в создании более эффективных хозяйственных систем, способных обеспечить повышение уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и бизнесменов, а также в развитии малого и среднего бизнеса.
Таким образом, у национального производителя и предпринимателя в результате ратификации Протокола появится больше возможностей для охраны своих законных прав за рубежом.
Кроме того, в настоящее время национальные заявители не могут подавать заявки на международную регистрацию с распространением на страны входящие только в Протокол (Япония, США, Великобритания и др.), в случае же присоединения к нему у заявителей появится такая возможность.
Развитие спорта, его пропаганда и подготовка олимпийского резерва является для Казахстана приоритетными задачами. Ярким подтверждением этого является организация и проведение в 2011 году в г.г. Астана и Алматы VII зимних Азиатских Игр.
В этой связи в 2010 году Республики Казахстан намерена присоединиться к Найробскому договору об охране олимпийского символа (далее - Договор), принятого в г. Найроби (Кения) 26 сентября 1981 года. Договор направлен на защиту от незаконного использования в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях либо состоящих из олимпийского символа либо содержащий этот символ в таком виде как это определено в уставе Международного олимпийского комитета.
Основными положениями Договора является то, что любое государство-участник договора обязано отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа (олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов, помещенных в таком порядке или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного олимпийского комитета.
Данные обязанности не распространяются на государства-участников Договора, если любой знак, состоящий из олимпийского символа, был зарегистрирован в этом государстве до даты вступления в силу Договора, а также в случае продолжения использования данного знака в коммерческих целях в этом государстве любым лицом или предприятием.
Выполнение этих обязанностей считается приостановленным любым государством-участником договора на весь период, в течение которого не будет никакого действующего соглашения между Международным олимпийским комитетом и Национальным олимпийским комитетом этого государства относительно условий, на которых Международный олимпийский комитет будет выдавать разрешение на использование олимпийского символа в этом государстве и относительно доли данного Национального олимпийского комитета в любых доходах, которые Международный олимпийский комитет будет получать за выдачу указанных разрешений.
Разрешено использование средствами массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.
Положения договора не наносят ущерба обязательствам государств-участников, являющихся членами таможенного союза, зоны свободной торговли, любого другого экономического союза.
Действующее законодательство Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности гармонизировано с основными положениями данного Договора. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров» не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие олимпийскую символику, а также обозначения, сходные с ними до степени смешения.
Согласно ст. 5 данного Договора «любое государство являющееся членом Всемирной организации интеллектуальной собственности или Международного (Парижского) союза по охране промышленной собственности может стать участником настоящего договора».
Безусловно, присоединение Республики Казахстан положительно повлияет на повышение имиджа нашей страны в деле развития международного олимпийского движения.
И это основные задачи которые стоят перед Комитетом по правам интеллектуальной собственности в предстоящем году в рамках реализации Концепции правовой политики.